28 октября 2011 года Министерство регионального развития Российской Федерации совместно с Национальным союзом лифтовых саморегулируемых организаций провели 2-е Всероссийское совещание «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях».
Первое Всероссийское совещание «Перспективы развития лифтового комплекса Российской Федерации в современных условиях», ставшее отправной точкой общероссийской акции «Безопасный лифт», состоялось 14 октября 2010 года и было приурочено к вступлению в силу Технического регламента о безопасности лифтов. Совещание явилось первым глобальным форумом обсуждения лифтовых проблем на широком уровне в государственных и общественных структурах и имело огромное значение для разработки адресных и региональных программ по замене и модернизации лифтов в России.
Если основной задачей первого Совещания была разработка региональных программ замены и модернизации лифтов, то 2-е ставило перед собой главную задачу - построение финансовых, инвестиционных схем реализации разработанных программ.
Совещание проходило под председательством заместителя Министра регионального развития А.А. Попова и собрало в зале коллегий Министерства на Садово-Самотечной улице около 200 предпринимателей, включая членов Федерального Собрания Российской Федерации, представителей органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления крупных и средних российских городов, Торгово-промышленной палаты России, ОПОРЫ России, НОСО УН, а также ведущих представителей лифтового сообщества.
Открывая второе Всероссийское совещание, А.А. Попов отметил, что заседание посвящено поиску путей и перспектив модернизации всего лифтового хозяйства в России.
В лифтовом хозяйстве России в настоящее время эксплуатируется порядка 490 000 лифтов, 90% из них ежедневно обеспечивают перевозку населения в многоквартирных домах и административных зданиях, из которых более 35% лифтов выработали свой ресурс и не соответствуют современным требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не обеспечивают доступность для инвалидов и маломобильных групп граждан, нуждаются в полной модернизации или замене.
Вступление в силу Технического регламента о безопасности лифтов фактически потребовало в течение 5 лет (2011-2015 гг.) заменить и модернизировать более 150 000 лифтов в жилых многоквартирных домах, либо, в противном случае, вывести их из эксплуатации. При этом важно сохранить регулирующие и контрольные функции государства за производством, монтажом и эксплуатацией лифтов в жилищном фонде.
В своем выступлении А.А. Попов отметил, что в период с 1 по 3 квартал 2011 года на территории России смонтировано 18 777 лифтов, соответствующих новым требованиям Технического регламента, большинство из которых пассажирские. Доля отечественных лифтов составляет около 71%, что еще раз подтверждает конкурентоспособность отечественных лифтостроительных заводов. К сожалению, приходится констатировать, что менее 1000 лифтов заменены в рамках программ капитального ремонта, в том числе с участием средств Фонда ЖКХ.
С момента проведения первого Всероссийского совещания в 2010 году Минрегионом России был проведен мониторинг разработки и утверждения в субъектах РФ региональных адресных программ. Во многих регионах они не только разработаны, но и уже проводится замена и модернизация лифтов, хотя 49 субъектов не представили свои региональные программы.
Из поступивших официальных обращений от 65 региональных администраций следует, что более чем для 90% субъектов Федерации, выполнение требуемых объемов работ по модернизации и замене лифтов только за счет средств региональных и местных бюджетов, средств собственников жилья и частных инвестиций без поддержки федерального бюджета практически невозможны.
Учитывая то, что замена и модернизация лифтов связана со значительными финансовыми затратами, а вопрос безопасного функционирования лифтов имеет серьезную социальную значимость, Минрегион России, Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития, Ростехнадзор, Фонд ЖКХ выработали и направили в 3 квартале 2011 года в Правительство РФ согласованную позицию о необходимости приоритетного направления значительной части средств Фонда ЖКХ, предназначенных для реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, на ремонт признанного непригодным для эксплуатации лифтового оборудования или его замену на лифтовое оборудование отечественного производства.
«Основная задача в 2012 году - добиться максимальной реализации адресных региональных программ по замене и модернизации лифтов», - обратился в завершении своего доклада к участникам совещания А.А. Попов. «Минрегион, в свою очередь, учитывая социальную направленность вопроса безопасного функционирования лифтов, будет добиваться увеличения федеральной поддержки реализации адресных региональных программ за счет приоритетного использования на эти цели в 2012 году части средств Фонда ЖКХ», - сказал он.
Кроме того, А.А. Попов высказался о необходимости более активного использования в работе по замене и модернизации лифтов всевозможных лизинговых и кредитных схем, которые должны уже сейчас активно заработать, а также призвал не забывать и об активном привлечении частных капиталов и средств собственников жилых помещений в многоквартирных домах.
С содокладом на совещании выступил В.А. Тишин - президент Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций (НСЛ СРО), который в своем выступлении охарактеризовал сложившуюся ситуацию в лифтовой отрасли в целом, сделав также подробный анализ деятельности Союза и объединений, входящих в состав НСЛ СРО. Он отметил, что основной миссией Союза является обеспечение безопасности граждан РФ, эту функцию НСЛ СРО выполняет, активно сотрудничая с государственными структурами и создавая методологической базу для лифтовой отрасли России. Далее В.А. Тишин остановился на итогах первого года действия Технического регламента «О безопасности лифтов». В конце своего выступления президент НСЛ СРО с удовлетворением отметил факт утверждения технического регламента о безопасности лифтов Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), в разработке которого с российской стороны участвовали эксперты НСЛ СРО и предложения, правки и дополнения которых были во многом учтены.
Прозвучали выступления представителей субъектов РФ, в которых достаточно успешно решается проблема замены и модернизации лифтового оборудования.
Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан И.Э. Файзулин в своем выступлении рассказал, что республика в своей программе использует средства граждан на замену лифтового оборудования. Но и при положительной динамике в регионе без помощи федеральных средств завершить полностью замену лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок, не удастся.
Мэр г.Новосибирска В.Ф.Городецкий показал опыт замены лифтового оборудования в своем городе, где с 2005 года действует муниципальная программа. За эти годы сложились партнерские отношения с отечественными заводами, в частности с Щербинским лифтостроительным заводом и Карачаровским механическим заводом. До 2015г. по этой программе предполагается заменить все отработавшие нормативный срок лифты, обеспечив финансирование за счет средств граждан (30%), бюджета области (20%) и бюджета города (50%).
Далее А.А. Попов передал слово представителям бизнес-сообщества.
Широков А.В., председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, в своем выступлении отметил, что по лифтовым проблемам под эгидой ТПП РФ было проведено большое количество совещаний и круглых столов. «Корнем зла» в данной проблематике он назвал несовершенство норм Жилищного Кодекса РФ и указал на необходимость значительной доработки правового регулирования управления жилым фондом, в том числе эксплуатации и замены лифтов. А.В. Широков предложил уточнить и расширить понятие «владельца лифта», «услуг коммунального транспорта», а также рассмотреть вопрос о введении платы за коммунальный транспорт.
В.В. Климов, вице-президент общественной организации ОПОРА России, в своей речи показал, что программа, которую реализовывал Фонд ЖКХ, дала гражданам не только возможность пользоваться нормальными лифтами, но и позволила государству эффективным инструментом поддержать отрасль и дать ей возможность модернизироваться, внедрять инновации и отстоять свое право на конкурентоспособность. С 2013 года наступит новая ситуация, в которой необходимо будет искать новые источники финансирования, возможно за счет субсидирования процентных ставок и государственных гарантий. Но при любых вариантах развития событий приоритет в выборе лифтового оборудования должен отдаваться отечественным производителям.
После этих слов председатель совещания передал слово представителям отечественных производителей - генеральному директору ООО «ОТИС Лифт» В.Н Авакяну (члену Правления НП «РЛО») и генеральному директору ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» М.А. Ваксману (Президенту НП «РЛО»). Отечественные заводы в условиях, когда решаются проблемы отрасли, региональных программ и вопросов финансирования, продолжают производить лифты, делая огромный упор на техническую модернизацию производимого оборудования, внедрение инновационных технологий и поддержание конкурентоспособности российских лифтов. В своих выступлениях генеральные директора отечественных заводов отметили, что выпускаемые лифты являются конкурентноспособными, отвечают требованиям безопасности, энергоэффективности, вандалозащищенности, экологичности, а также полностью адаптированы для людей с ограниченными способностями. В завершении выступления М.А. Ваксман четко подчеркнул, что отечественные заводы в условиях недогруженности производственных мощностей готовы принимать все заказы по замене лифтового оборудования и удовлетворять запросы региональных адресных программ.
Следующим прозвучало выступление единственного представителя банковского сообщества Н.В. Фоменко, заместителя генерального директора лизинговой компании ОАО «ВТБ-лизинг». Она рассказала об опыте банка в использовании лизинговой схемы финансирования программ замены лифтов в Московской области. Н.В. Фоменко отметила успешность этой работы и показала готовность компании к продолжению подобного сотрудничества со всеми регионами России.
Затем председательствующим возможность выступить была предоставлена представителям регионов, в которых не все идет гладко.
1-ый заместитель Губернатора Смоленской области М.В. Курков обозначил существование проблемы с лифтовым хозяйством в области. Он отметил, что региональная программа по замене и модернизации лифтов была разработана и направлена в Минрегион РФ. За счет внебюджетных средств и средств Фонда ЖКХ за текущий год были заменены 119 лифтов, при этом более 800 лифтов требует замены или модернизации. В конце своего выступления М.В. Курков доложил о договоренности о создании на территории Смоленской области совместного предприятия с Могилевским заводом лифтового машиностроения для реализации региональной адресной программы. На это заявление была высказана четкая критика А.А. Попова, который заявив, что «Смоленск - это щит России», указал на то, что договоренности о создании совместных производств о совместной работе и открытии новых сборочных производств следует прежде всего вести с российскими лифтовыми заводами, в том числе с Щербинским лифтовым заводом и ОТИС-Россия, генеральные директора которых присутствовали на совещании, а зарубежных производителей стоит привлекать только в тех случаях, если не удастся договориться с отечественными. При этом заместитель Министра выразил свою готовность участвовать в переговорах с российскими заводами. Заместитель Губернатор Смоленской области принял критику и обещал в обязательном порядке проработать вопрос с отечественными заводами.
Глава г. Пскова И. Н. Цецерский проинформировал присутствующих о том, что , что, хотя они и «не опускают руки», городам без федеральной помощи не по силам самим справиться и заменить все требующие того лифты.
В завершение обсуждения слово было предоставлено заместителю Министра ЖКХ Красноярского края Н. И. Авдеевой, которая доложила, что в не самых простых условиях в регионе была разработана региональная программа замены лифтов, для финансирования которой Красноярский край в 2011г. году использовал все возможные лимиты из Фонда ЖКХ. При этом доля софинансирования жителей была увеличена до 25% с предоставлением рассрочки на 5 лет за счет управляющих компаний, в том числе - и с использованием ими банковских кредитов. Н. И. Авдеева особо выделила помощь НП «РЛО» в подготовке программы замены лифтов в Красноярском крае.
По итогам Совещания было принято решение доработать представленный проект резолюции и принять его к руководству.
Проект Резолюции Всероссийского совещания (скачать)
Проект Рекомендаций по результатам Всероссийского совещания (скачать)
|