Нацпроект «Жилье и городская среда» надолго обеспечил производителей лифтов госзаказами. Если ранее их клиентами были частные компании, различные ведомства, музеи и прочие, то сейчас рынок расширился за счет региональных программ капремонта. В субъектах РФ насчитываются десятки тысяч домов, лифты в которых уже отработали свой срок. В Пермском крае за контракт стоимостью около 700 млн руб. разгорелась борьба, оттянувшая подписание контракта с поставщиком. При этом федеральные власти уже ждут от регионов уточненных программ и ФИНАНСИРОВАНИЯ проекта, чтобы все-таки обеспечить жителей лифтами в нормативном состоянии. Местные власти уже нагнали в темпах столичные регионы, но работы еще много.
Во многих регионах России продолжаются программы по замене лифтового оборудования. В Пермском крае региональная программа капремонта домов утверждена со сроком на 2014-2044 годы. На сайте фонда капремонта в реестре адресов домов Пермского края в ряде строчек содержится пометка «РЛ», обозначающая необходимость ремонта или замены лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, и ремонта лифтовых шахт. На данный момент такая пометка встречается около 2 тыс. раз.
Пока идет замена одних лифтов, другие постепенно устаревают. По оценкам 2015 года, в регионе насчитывалось свыше 900 лифтов «старше» 30 лет. А по данным министерства жкх на февраль 2017 года, 30% лифтов отработали нормативный срок службы в 25 лет, в замене нуждались около 1500 лифтов. На 2017 год власти запланировали в 194 домах замену 490 лифтов на сумму в 1 млрд руб. Но программа замены лифтов, случается, буксует: в 2015-2016 годах лишь в трех домах были заменены восемь лифтов, а в 2017-м - только 151.
В фонде капремонта сообщили, что до 2020 года необходимо привести в соответствие с техническим регламентом около 1 тыс. лифтов в 376 домах. «Эти лифты либо отработали свой срок, либо признаны непригодными»,- пояснил гендиректор фонда Дмитрий Баранов. По его данным, в Пермском крае уже модернизировано 490 лифтов в 190 домах. «На сегодняшний день осталось отремонтировать чуть больше 500 лифтов в 186 домах. Уже заключены договоры и ведутся работы по замене 362 лифтов в 133 домах Пермского края. Сейчас завершается уточнение технических параметров, и в ближайшее время будет объявлен аукцион на модернизацию оставшихся почти 140 лифтов. Таким образом, работу по капремонту лифтов мы продолжаем, и уверен, что план выполним»,- заключил господин Баранов. Общая стоимость работ в 2017-2018 годах, по его оценкам, составила около 880 млн руб. Фонд будет выплачивать эту сумму подрядчикам в рассрочку в течение трех лет. До 2020 года запланированы работы еще на 839 млн руб. Деньги выделяются из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, бюджетных средств и из фонда капремонта.
Между тем на уровне Федерации признают: какими бы малыми ни выглядели цифры, их рост неизбежен. «На сегодняшний день, благодаря существенной концентрации внимания правительства РФ и руководителей субъектов РФ к проблеме безопасного использования лифтов в жилых домах, в большинстве регионов в рамках капитального ремонта жилого фонда реализуются программы по замене лифтов, темпы которых неуклонно растут»,- отметил член президиума Общественного совета при Минстрое РФ, руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Сергей Чернышов. По его данным, в 2017 году были проведены аукционы на замену 14,7 тыс. лифтов на сумму 29,1 млрд руб. в 56 субъектах РФ, в 2018-м - уже на замену 15 тыс. лифтов на сумму 30,5 млрд руб. в 76 субъектах РФ. По словам господина Чернышова, в этом росте есть и заслуга подтянувшихся регионов: «Если доля заказов крупнейших субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург) в 2017 году составляла 42%, то в 2018 году снизилась до 20%. Это свидетельствует, с одной стороны, о завершении программ замены лифтов в крупных субъектах вследствие приведения лифтового фонда в порядок, а с другой стороны - об активизации программ замены лифтов по всей территории РФ». Ускориться регионам помогает и применяемый механизм рассрочки оплаты - по такому принципу заключается примерно 35% контрактов. По оценкам господина Чернышова, Пермский край входит в число регионов, где развернуты действительно масштабные программы по замене лифтов. Наряду с Прикамьем в этом списке находятся Белгородская, Свердловская, Волгоградская области, Красноярский и Краснодарский края, Башкирия и другие.
Работы по замене лифтов являются дорогостоящими, и потому образуют на торгах крупные лоты. Потенциальные подрядчики борются за многомиллионные контракты. Основными поставщиками фонда уже стали ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ПАО «Карачаровский механический завод», ООО «Лифт-Сервис», ООО «Первая лифтовая компания», ООО «ДСТ-Строй». Если ранее, до старта региональных программ капремонта, заводы сотрудничали с частными компаниями, музеями и крупными ведомствами, то теперь в лоты включают десятки и сотни многоквартирных домов. Ввиду этого 2018 год ознаменовался длительной борьбой за заказы с привлечением антимонопольной службы.
Напомним, в сентябре 2018 года Фонд капремонта Пермского края подвел итоги торгов с максимальной стоимостью 644,2 млн руб. (в стоимость торгов входят расходы на выполнение работ по ремонту и замене лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт). За эти деньги предполагалось установить не менее 275 новых лифтов - в сотне домов Перми, Добрянки, Губахи, Краснокамского района. На торги поступило четыре заявки, две из которых были отклонены. Победителем было признано ООО «Первая лифтовая компания» (Москва) с ценовым предложением 641 млн руб. Его конкурентом было нижегородское ООО «Трансэнерго».
Отклонены были заявки ООО «Мосрегионлифт» и ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Причиной отклонения заявки ЩЛЗ стало отсутствие сведений о нем в реестре квалифицированных подрядных организаций Пермского края. Завод исключили из реестра за несколько дней до торгов. В итоге ЩЛЗ подал жалобу в ФАС. Его поддержало и Российское лифтовое объединение. Торги были отменены. В ноябре 2018 года фонд вновь объявил торги, на этот раз максимальной стоимостью 707 млн руб., на которые предполагалась замена 299 лифтов. Заявки на участие в конкурсе подали шесть компаний. Наиболее выгодное предложение поступило от ПАО «Карачаровский механический завод» - 700,5 млн руб. Однако фонд, проанализировав документацию победителя, не принял его банковскую гарантию и признал его уклонившимся от заключения контракта.
Чтобы работы были выполнены, фонд предложил контракт компании, занявшей на торгах второе место - ООО «Первая лифтовая компания». Победитель торгов обратился в ФАС. Фонд, в свою очередь, попросил антимонопольную службу включить завод в реестр недобросовестных поставщиков. В итоге ФАС признала оба требования необоснованными. Фонд в феврале заключил контракт с «Первой лифтовой компанией» сроком на 1 год.
По словам Сергея Чернышова, вмешательство властей в проведение конкурсных процедур недопустимо, так как это влияет на развитие конкуренции. «Процедура выбора закреплена постановлением правительства РФ и предусматривает двухэтапную систему: предварительный квалификационный отбор с подтверждением опыта работ и непосредственно проведение аукциона между отобранными организациями. Процедура предварительного отбора ежеквартально проводится уполномоченным органом субъекта, по результатам которой реестры квалифицированных компаний постоянно пополняются»,- пояснил Сергей Чернышов.
«Если в 2017 году в суммарном реестре допущенных до участия в аукционах на замену лифтов было 263 организации, то в 2018 году список увеличился до 340. В реестр включаются предприятия, способные квалифицированно выполнить работы. При этом недопустимо вмешательство в данный процесс представителей власти в субъектах, приводящее к преднамеренному необоснованному отстранению квалифицированных участников, что и было доказано ФАС в Пермском крае»,- добавил Сергей Чернышов. Однако, по его словам, такие нарушения носят единичный характер и не являются системными, то есть во многих субъектах торги проходят более гладко.
Количество потенциальных подрядчиков на этом рынке хоть и растет, но не так велико, как в других отраслях. И им выгоднее сотрудничать. На участие в торгах подают заявки и производители лифтов, и монтажные организации, приобретающие у первых оборудование. Имеют значение также территориальный и временной факторы. «Российский рынок исторически сформирован двумя основными „нишами": заводы-изготовители (Щербинский лифтостроительный завод, Карачаровский механический завод, белорусское предприятие «Могилевлифтмаш» и другие), а также монтажные компании, осуществляющие установку оборудования. Данные ниши конкурентные, но участники взаимодействуют исходя из экономической целесообразности: может, например, выиграть аукцион «монтажная» компания и приобрести лифт на заводе, который находится поблизости, или наоборот, аукцион может выиграть завод-изготовитель и привлечь на субподряд монтажную компанию, базирующуюся в данном субъекте. Важную роль в выборе изготовителя играют также требуемые сроки поставки лифтов»,- отметил господин Чернышов.
Согласно протоколу совещания под руководством заместителя председателя правительства РФ Виталия Мутко, посвященного реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», Ростехнадзору совместно с главами субъектов РФ необходимо обобщить результаты обследования лифтов, отработавших срок службы, и представить эти сведения в федеральные минпром и минстрой. Кроме того, до 1 мая минстрой должен обобщить полученные от субъектов РФ данные и организовать работу по актуализации региональных программ капремонта, «имея в виду необходимость своевременного приведения лифтов в соответствие с требованиями технического регламента».
Уже к 20 мая ряд федеральных министерств, ФАС, Фонд содействия реформированию ЖКХ и должностные лица субъектов РФ должны представить в правительство согласованные предложения по обеспечению финансовой устойчивости региональных программ капремонта. «В целом можно сказать, что реализация региональных программ капитального ремонта оказывает влияние на развитие местных региональных производителей лифтов»,- заключил Сергей Чернышов.
Юлия Сырова
|