26 января 2018 года в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол «Обеспечение безопасности лифтов в жилищном фонде».
Круглый стол организовала Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам (руководитель - Шпектор И.Л.) при поддержке Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России (руководитель - Чернышов С.А.).
В обсуждении вопросов круглого стола приняли участие представители Минстроя России, Общественной палаты Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных операторов капитального ремонта, представители и эксперты общественных объединений и лифтового сообщества, общественность.
Актуальность темы круглого стола была обусловлена тем, что безопасная эксплуатации лифтов в жилищном фонде, их своевременная замена и бесперебойная работа являются важными задачами реализации государственной политики в сфере ЖКХ, от эффективной реализации которой зависит большая часть городского населения страны.
Первой темой, которую обсудили участники круглого стола, стало выявление проблемных моментов и возможных причин, не позволивших отдельным субъектам Российской Федерации в 2017 году обеспечить своевременную замену лифтов в жилищном фонде в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Было отмечено, что для решения задачи снижения износа лифтового парка в жилищном фонде Комиссией по вопросам лифтового хозяйства был разработан проект ускоренной замены лифтов, который в 2017 году получил статус ведомственного проекта Минстроя России. Этот проект реализуется через масштабные проекты замены лифтов в субъектах Российской Федерации. К концу 2017 года к проекту присоединились 18 субъектов Российской Федерации, в которых дополнительно будет установлено более 8000 современных энергоэффективных лифтов, в результате чего свыше 1 000 000 граждан страны улучшат безопасность и комфорт своего проживания.
Также, важно отметить, что в конце 2017 г. в Жилищный кодекс Российской Федерации была внесена поправка, согласно которой региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации.
При этом, несмотря на социальную значимость данной проблемы, в отдельных субъектах задача снижения износа лифтового парка жилищного фонда не решается. Участники круглого стола приняли решение направить обращение от Общественной палаты Российской Федерации высшим должностным лицам субъектов, не уделившим внимания проблеме снижения износа лифтового парка в жилищном фонде.
Следующей темой участниками круглого стола были рассмотрены практические вопросы реализации Постановления Правительства РФ от 24 июня 2017 г. №743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Правила вступили в силу 30 августа 2017 г. и их реализация на практике выявила ряд проблем, связанных с вводом в эксплуатацию лифтов, смонтированных в рамках реализации региональных программ капитального ремонта.
Ключевой проблемой в данном вопросе стал отказ на ввод лифта в эксплуатацию при замене лифтов, отработавших назначенный срок службы на новые лифты, но с сохранением существующих лифтовых направляющих. Основанием для отказа является утверждение, что сохранение существующих направляющих не позволяет считать заменой лифта, называя это модернизацией.
Участники круглого стола обсудили правовую коллизию, возникшую в отношении терминов «замены» лифта и «модернизации». Признали целесообразным, с точки зрения экономической эффективности и обеспечения безопасности, замену лифтов с сохранением существующих направляющих и элементов их крепления с учетом положительного заключения аккредитованной организации о возможности использования существующих направляющих. До приведения в соответствие нормативно-правовые акты по данной проблеме считать замену лифта, отработавшего назначенный срок службы с сохранением существующих направляющих и элементов их крепления (в соответствии с проектной документацией) - модернизацией лифта, независимо от использованной терминологии в проектной документации, без необходимости внесения изменений в документы, связанные с вводом лифтов в эксплуатацию, с установлением назначенного срока службы в 25 лет изготовителем лифтового оборудования.
Заключительной темой обсуждения на круглом столе были подняты вопросы защиты и поддержки российских производителей лифтов и лифтового оборудования для обеспечения современными лифтами региональных программ капитального ремонта. По данной теме, в целях безопасности граждан Российской Федерации при использовании лифтов в многоквартирных домах, была отмечена важность и необходимость государственного надзора за так называемыми "псевдо" производителями лифтов.
|