ЖКХ и молоко, или Почему так много жалоб на управляющие компании?
Один из самых актуальных вопросов на сегодня - это проблемы ЖКХ. Кто виноват в состоянии отрасли? Тот, на кого больше жалоб? На этот вопрос - «Почему так много жалоб на управляющие организации?» Я взял на себя смелость ответить:
Жалобы - это выражение неудовольствия чем-либо. Мы, например, все хорошо знаем, что каким должен быть на вкус нужный нам продукт. Поэтому, когда в пакете молока обнаруживаем кислую белую жидкость, - осмысленно выражаем неудовольствие простоквашей вместо молока за наши 40 рублей. Мы без лишних жалоб возвращаем некачественный продукт, потому что и продавец в магазине, и покупатель понимают (чаще всего одинаково) параметры качества продукта. В аналогичной ситуации при покупке тепла, воды в кране, услуги по ремонту трубы - мы чаще всего понятия не имеем, за что и почему столько мы платим управляющей компании. Так вот я уверен, что количество жалоб было бы куда меньшим, если бы собственник одинаково с управляющей компанией понимал, что может от нее потребовать.
Почему такого понимания сегодня нет?
С одной стороны, здесь нет вины собственников жилья: на государственном уровне отсутствуют стандарты качества предоставления жилищных услуг, нет сегодня и четких правил и требований к деятельности по управлению многоквартирными домами. То есть никто до сих пор четко не определил, по каким параметрам мы определяем - кислое ли молоко, годно ли оно для использования, или по всем стандартным показателям его можно вернуть продавцу как некачественное.
А с другой стороны, это, безусловно, вина собственников. Это мы все с Вами - собственники жилья - в кардинально изменившихся с 2005 года условиях жилищного законодательства ДО СИХ ПОР не стали грамотными. Не хотим! Скажем, пьем ли мы воду из-под крана? Обычного водопроводного крана в квартире безо всяких фильтров? Скорее всего - нет! А все равно платим, и платим, обращаю внимание, - за ПИТЬЕВУЮ воду!
Платим по первой строке своей квитанции управляющей компании, а за что конкретно - часто не знаем. А должны четко знать: на такую-то сумму мы, собственники, заказали две скамейки, новую дверь во втором подъезде, песочницу и ремонт отмостки.
В нашей стране жители очень часто понятия не имеют, ЧТО именно управляющая компания «содержит и ремонтирует» не потому, что она плохо работает. Смотрите, сплошь и рядом компании выходят к собственникам с предложениями, благими начинаниями. Как их встречают?
Первая мысль жителей: «Что-то задумали! Хотят своровать, поэтому предлагают!» Доходит до абсурда. То там, то тут компании предлагают установить общедомовые приборы учета на выгодных собственникам условиях, а собственники не только отказывают, но и жалуются на управляющие компании. Это же нонсенс!
Вторая мысль собственников: «Я и так много плачу, 4-6 тысяч рублей каждый месяц! Это обдираловка! УК - воры, нужно жаловаться!» А теперь скажите, кто из этих людей задумывается о том, что до 85% платежа по квитанции за ЖКУ к управляющей компании вообще не имеют отношения? Что эти деньги уходят поставщикам воды, тепла, электроэнергии. Вдумайтесь, более 3/4 суммы по квитанции! Так, по данным Министерства регионального развития России наиболее крупные предприятия энергетики (далеко не все!) за 2010 год получили чистую прибыль в размере почти 340 млрд. рублей. Суммы, которые по незнанию зачастую считают частью оборота управляющих компаний.
Жалоб на управляющие компании так много именно потому, что другие неотъемлемые части системы ЖКХ - непонятное для собственников законодательство, водоканал, котельная - они где-то очень далеко, в стороне. А ведь эти звенья в коммунальном круговороте - едва ли не основная его часть! В том круговороте, в котором из крана течет вода - ржавая или прозрачная, горячая или чуть теплая.
И только Управляющая компания - это тот орган во всей огромной машине ЖКХ, который работает непосредственно с каждым из нас, это те люди, которых мы видим каждый день и с кем мы ассоциируем все неприятности в нашем доме, зачастую не имеющие никакого отношения к управляющей компании.
В большинстве своем, Управляющие компании - это профессионалы в своем деле, те самые мастера, которые знают каждую задвижку каждой из наших труб в нашем же подвале, как родную, и душой болеют за то, чтобы она послужила подольше. Именно этих людей мы видим каждый день, именно они, к сожалению, становятся для рядового собственника олицетворением любой жилищно-коммунальной проблемы.
Говоря сравнениями, на кого жалуется человек, купивший литр кислого молока? На корову, которая была в плохом настроении? На завод, который произвел молоко не по технологии? Нет. Жалуется он - на магазин, который продал товар, заботливо храня его до передачи вам в холодильнике.
Управляющая компания - это магазин, в котором собственник покупает услуги, которые ему нужны, в том качестве, в каком они ему нужны и на ту сумму, которую он готов заплатить. Наш нынешний собственник - и я повторюсь, это лишь наполовину его вина - в жилищно-коммунальном магазине требует, чтобы ему просто дали пакет с продуктам. Продавец кладет набор продуктов по своему разумению, покупатель платит за него вслепую названную сумму, а затем жалуется, что в пакет ему положили не то, что он хотел.
Я могу ответственно заявлять, что на рынке сейчас немало добросовестных УК, многие из них состоят в Саморегулируемых организациях управляющих недвижимостью. В такой ситуации особенно отчетливо видны типичные жалобы собственников на те УК, которые в полном объеме выполняют свои обязательства.
И если снова вернуться к молоку и ЖКХ, для нас очевидно следующее. Только в таких условиях, когда решать, какой пакет молока купить, будут родители; когда государством или профессиональной ассоциацией молочников на прилавки будут допущены только пакеты, прошедшие соответствующую проверку; когда мама осознает, что только она несет ответственность за здоровье близких (даст ли она попить детям ледяное молоко из холодильника, или подогреет его); когда мама будет по понятным признакам легко определять на пакете жирность, срок годности и другие характеристики молока, - вот тогда у нас собственник не будет покупать кота в мешке. И что не менее важно - за такого проданного кота будет кого привлечь к ответственности.
Д.Н. Назаров,
Исполнительный директор Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью" (НОСО УН),
член Правления НП "РЛО"
|