«Даже выйдя на рекордные темпы,
мы не заменим все старые лифты в срок»
Петр ХАРЛАМОВ,
генеральный директор Российского лифтового объединения
К середине февраля 2025 года в России необходимо заменить все отработавшие свой срок лифты в многоэтажках. Однако в текущих условиях это невыполнимая задача. Как решить проблему изношенного лифтового фонда в стране, что происходит на рынке после ухода западных производителей, не снизится ли качество оборудования в отсутствии конкуренции с лучшими мировыми брендами - эти и другие вопросы обсуждаем с главой РЛО Петром Харламовым.
- Петр Геннадьевич, до 15 февраля 2025 года, согласно требованию техрегламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», в России нужно заменить около 85 тыс. изношенных подъемников. Однако денег на это у регионов нет, а существующих программ федеральной поддержки недостаточно. Каковы сегодня темпы замены старых лифтов и что нам грозит, если не ускорить процесс?
- Действительно, на замену такого значительного количества лифтов требуется очень большая сумма. Нужно учитывать, что данная работа включает демонтаж старого оборудования, поставку и монтаж нового лифта - цена на этот комплекс услуг значительно выросла за последние два года, и средств, собираемых собственниками жилых помещений в регионах, недостаточно. Мы неоднократно обращались в Правительство РФ с предложениями о субсидировании лифтовых программ, использовании схемы факторинга, региональных инфраструктурных кредитов и других механизмов, но пока, к сожалению, они не находят широкой поддержки. Единственное, что крупные акционеры лифтостроительных заводов, таких как ЩЛЗ или «Метеор-Лифт» (бывший OTIS), могут сами предоставлять субъектам рассрочку на три-пять лет - как некий аналог схемы факторинга. В этом случае программа сможет реализовываться более успешно.
Стоит отметить позитивный момент - за первое полугодие этого года проведено 13 500 аукционов на замену лифтов. Это не только больше, чем в 2022 году, который был крайне неудачным для отрасли, а даже выше уровня 2021 года. Минстрой делает осторожные прогнозы, что в этом году удастся заменить не менее 16 тыс. лифтов. И если снижения темпов не будет, мы предполагаем, что сможем выйти на цифру 20 тыс. лифтов и даже перешагнуть этот рекордный рубеж.
В то же время очевидно, что к февралю 2025 года мы не успеем привести весь лифтовой парк страны в соответствие требованиям техрегламента Таможенного союза. Однажды этот срок уже переносили на пять лет, и похоже, что придется сдвигать его снова. Но это сложная процедура, и она требует согласования со странами-участниками ЕАЭС, которые в прошлый раз уже пошли нам навстречу, а сейчас могут и отказать. В отличие от нас, у Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизстана и других соседей нет такой острой проблемы с заменой лифтов. Во-первых, у них несравнимо меньше жилой фонд, а соответственно, и количество установленных лифтов. Во-вторых, в России обслуживание жилья лежит на собственниках помещений, которые должны обновлять его за свой счет. Если бы лифтовое хозяйство оставалось на балансе государства, возможно, решение этой проблемы шло бы немного проще.
- Как же быть с требованиями ТР ТС, которые мы не сможем выполнить?
- Мы в профессиональном сообществе считаем, что одновременно с переносом срока нужно принимать свой национальный документ, который позволит нам менять лифты по собственным правилам, согласно внутреннему российскому законодательству. В Беларуси, например, работают по своим нормативным актам.
А вообще, было бы лучше не менять огромное количество лифтов в старых домах, а проводить реновацию и сразу переселять людей в новое современное жилье. Но, конечно, это слишком глобальный вопрос, а сейчас нам надо сосредоточиться на обеспечении людей качественной и безопасной техникой, которой мы пользуемся каждый день.
- Насколько сократилась доля импортных лифтов на российском рынке после февраля 2022 года? Какие страны сегодня поставляют лифты в РФ, в каком объеме?
- По итогам 2022 года картина не сильно изменилась: 75 % установленных лифтов было российского производства, 25 % - зарубежного. Но мы знаем, что в прошлом году очень много иностранных производителей, в первую очередь европейских и американских, покинули рынок РФ. Насовсем ушли такие известные бренды, как KONE, Schindler, Thyssen. Надо отдать должное компании OTIS, что она стала единственной иностранной организацией, которая построила в РФ лифтовой завод, и сейчас это производство в Санкт-Петербурге продолжает работу, хоть уже и под другим названием. Итак, иностранцы ушли, но это сейчас не сильно на нас сказывается. В основном проблема была с высотным строительством - там использовалось импортное оборудование. Сейчас эту нишу активно пытаются занять китайские и турецкие поставщики. Если же говорить о подъемниках для домов не выше 100 метров (30 этажей), наши производители справляются сами.
- Когда можно будет говорить о полном закрытии потребностей рынка отечественной продукцией?
- Что касается замены лифтов по программе капремонта, то мы уже сегодня готовы полностью обеспечить текущий спрос исключительно силами российских производителей. В крайнем случае, поможет наш белорусский партнер. Здесь нужны лифты скоростью до 2 м/с и высотой подъема до 30 остановок. Для высотного строительства у наших заводов уже тоже есть собственные разработки - надеемся, что в ближайшие годы начнем выпускать такие лифты в серийном масштабе.
Однако нам все еще необходимо взаимодействие с иностранными компаниями в части комплектующих, потому что остаются две позиции, которые не производятся в России. Первая - это частотные преобразователи, они обеспечивают более плавное движение кабины и мягкое открытие-закрытие дверей. Их разработку и изготовление субсидирует Минпромторг. Однако потребуется какое-то время, чтобы освоить новое производство, а устройства нужны уже сегодня, поэтому пока мы будем пользоваться китайской продукцией. Вторая «болевая точка» - микроэлектронные детали, которые необходимы для станций управления лифтами. Они у нас пока тоже иностранные. Но это более масштабная проблема - микроэлектроника нужна не только в лифтовой, но и в других отраслях промышленности, а в России ее нет.
- За те полтора года, что мы усиленно взялись за импортозамещение комплектующих, как нам удалось продвинуться в этом направлении?
- Импортозависимые позиции мы обозначили еще в 2017 году. Вообще, наше лифтостроение - одна из самых локализованных отраслей: 70 % деталей, узлов, комплектующих изготавливаются отечественными предприятиями. Оставшаяся доля в 30 % включала, например, лебедку, которая сейчас тоже производится в стране. И, как я уже сказал, сегодня выполняются НИОКР по созданию частотных преобразователей: рассчитываем через два года получить российский продукт. Для нас сейчас по-настоящему важно не быть зависимыми от импортных комплектующих и запчастей, чтобы поставки этих компонентов осуществлялись четко и без сбоев.
- Не приведет ли уход ведущих мировых брендов, которые задавали высокую планку на рынке, к снижению качества лифтового парка страны? Какие вы видите риски?
- Риски действительно есть, но их нельзя допустить. Что мы делаем для того, чтобы качество не ухудшилось? Во-первых, у нас есть Технический комитет, который разрабатывает ГОСТы на лифты. Конечно, нонсенс, что они являются добровольными, а не обязательными к исполнению, но тем не менее такие стандарты есть. При этом очень важно, чтобы был государственный контроль в отрасли, который сейчас ослаблен. Раньше, когда действовало Постановление Правительства № 407, было разграничение контроля: на стадии производства лифта госнадзор должен был осуществлять Росстандарт, а на стадии эксплуатации - Ростехнадзор. Но это постановление попало под регуляторную гильотину. Не думаю, что такая либерализация способствует повышению безопасности вертикального транспорта. Мы настаиваем на том, что должен быть орган государственного контроля и надзора за лифтами, и лучше было бы вернуть распределение обязанностей между Росстандартом и Ростехнадзором.
- С 1 марта 2023 года в России вернулся госнадзор над безопасностью лифтов. Можно ли оценить первые результаты этой работы?
- Госнадзор вернулся только частично. Например, инспекторы Ростехнадзора уже, к сожалению, не выходят ни на приемку лифтов в новом строительстве, ни на их замену в существующем фонде. Мы же считаем, что со стороны государства такой надзор необходим. Только тогда будет поддерживаться качество по всей цепочке - от производства до монтажа и обслуживания оборудования.
|