http://www.vesti-moscow.ru/archive/rnews.html?id=102364&date=15-12-2010 - репортаж программы "Вести-Москва", телеканал "РОССИЯ".
Неподъемные.
15.12.2010 12:29 Ирина Горбунова
Примерно шестая часть всех московских лифтов нуждается сегодня в срочном капремонте или замене. Правда, в одночасье оборудовать все жилые дома новыми подъёмниками просто невозможно – стоимость каждого, по меньшей мере, 1,5 млн рублей. Когда москвичи смогут без опаски нажимать кнопку нужного этажа?
Когда Максим в 4 утра выходил из квартиры с чемоданом, настроение было прекрасное. Впереди отпуск на курорте. Но уже через минуту молодого человека насторожило отсутствие характерных звуков в шахте лифта. Даже после настойчивых нажатий на кнопку. Не работает, подумал Максим. Но обратно только через две недели. Всё могло измениться.
"Мы очень сильно надеялись, что полный чемодан – 30 килограммов сувениров, магнитиков – не придётся тащить пешком на девятый этаж. Я на последнем живу", - рассказывает Максим Соловьёв.
Надежды не оправдались. Чемодан пришлось тащить, что называется, на себе. Под утверждением, что своя ноша не тянет, в доме, где более двух недель не работает лифт, пожалуй, не подпишется никто.
"У меня правнучке год и три месяца, я хожу с ней вниз погулять. Туда – ещё ничего, а вот обратно как идти? Тяжело", - жалуется пенсионерка.
Из всех существующих в Москве лифтов более 90 тысяч установлены в жилых многоквартирных домах. Тех, которые нужно капитально ремонтировать, а ещё лучше – заменить на новые, – порядка 16 тысяч.
"Оба лифта стоят. Регулярно останавливаются по несколько раз в день. Приходят мастера, что-то делают. А если кто-нибудь застрянет?" – спрашивает Вадим Пелипас.
"Еду и думаю: Господи, помоги мне доехать. Особенно если с собакой. Мне собачку жальче, чем себя", - добавляет Нелли Дубовик.
Установка нового лифта стоит не меньше 1,5 млн рублей. Решить эту проблему разом нереально – слишком дорого. На сегодняшний день дорогостоящие механизмы меняют в тех домах, где ведётся капитальный ремонт. На эти цели правительство Москвы выделило 6 млрд рублей.
"Чтобы полностью решить проблему, этих денег не хватит. Эти деньги выделены только на 2011 год. Но если в таком объёме выделять деньги, то до 2016 года останутся только лифты, которые работают в пределах своего нормативного срока", - поясняет директор по продажам сервиса и модернизации ОАО "Мосотис" Александр Волчков.
Нормативный срок работы лифта – 25 лет. Не все доживают свой, установленный заводом-изготовителем, срок. Многое зависит от того, как эксплуатировать вертикальное средство передвижения, жизненно необходимое для тех, кто живёт выше второго этажа.
"К лифту нужно относиться, как к собственному автомобилю. Каждый автомобилист свой автомобиль холит и лелеет. А лифт как-то по боку получается. Его можно и ногой ударить, и пнуть. А от этого лифт просто ломается. А это не нужно никому. Прежде всего жителям", - подчёркивает директор СУ-210 ОАО "Мосотис" Виктор Дугин.
Лишний груз и перевозка строительных материалов, особенно сыпучих, уменьшает срок работы лифта. Как уберечь лифт от вандалов – ломают голову многие и давно. Высказывались даже предложения: нарочно сломанный лифт менять за счёт жильцов.
"Москва – один из немногих городов мира, который выделяет деньги на ремонт лифта в жилье. Потому что во многих городах мира жильё принадлежит людям, и они сами оплачивают ремонт и замену лифта", - отмечает генеральный директор компании "Отис Россия" Вартан Авакян.
В некоторых – конечно, элитных – многоэтажках Москвы, жильцы уже самостоятельно решили проблему с лифтом, заменив старый на новый. Но таких домов – единицы. Большинство москвичей вряд ли в состоянии скинуться по сотне тысяч рублей. Даже на такое благо цивилизации, как лифт.
|